Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

«Настоящий кризис наступит в сентябре»: что происходит с франчайзинговым бизнесом

04.05.2020

Франшизы ресторанов, фитнес-клубов и барбершопов из последних сил переживают кризис. Зато сервисы доставки и медицинские лаборатории, кажется, дождались своих лучших времен. Участники рынка опасаются, что самым тяжелым временем для сегмента станет осень.

Российский франчайзинг показывает рост с начала 2010-х годов. «За десять лет общее число франчайзи, зарегистрированных в Роспатенте, выросло более чем в 10 раз», — рассказывал основатель «1С» и президент Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Борис Нуралиев на съезде Ассоциации год назад. Количество франчайзинговых точек в России к маю 2019-го достигло 70 000. В этом году спрос на бизнес по франшизе уже упал минимум на 15%, говорит исполнительный директор РАФ Юрий Михайличенко. По данным портала Franshiza.ru, на 25 апреля франчайзинговые сети уже потеряли около 15% действующих франчайзи. Около 70% сделок по покупке, запланированных на конец марта-апрель, отменены или перенесены на неопределенный срок.

Общепит принял удар
Первыми удар почувствовали сегменты общепита и офлайн-услуг (фитнес, салоны красоты, барбершопы) — все заведения закрыты из-за пандемии, а доход от доставки и прочих вспомогательных опций ничтожно мал, говорит Михайличенко. Аналитики Franshiza.ru отмечают новый тренд на рынке — люди ищут «антикризисную» франшизу, все больше склоняясь к онлайн-проектам или офлайн-проектам с сильной составляющей доставки.

«В первом квартале мы шли с опережением прогнозов, только в марте было продано 15 франшиз «Шоколадница», а в апреле ни одной», — говорит Максим Трубников, директор департамента франчайзинга ГК «Шоколадница». По состоянию на 31 марта сеть насчитывала 300 собственные и 128 франчайзинговых кофеен. Большая часть заведений сейчас закрыта по предписанию властей по всей стране, около 60 ресторанов работает на доставку. Согласно прогнозам «Шоколадницы», второй квартал безусловно просядет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, в компании рассчитывают на возобновление спроса во втором полугодии. «Прямо сейчас мы ведем переговоры о продаже нескольких франшиз, — говорит Трубников. — У потенциальных франчайзи есть доверие: сеть успешно прошла все кризисы, а бренд устойчив на рынке в отличие от других маленьких кофеен».

В конце марта владелец ресторанного холдинга «Росинтер» Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко рассказывал Forbes о разрушительной силе этого кризиса: «Отток гостей стал заметен в конце февраля-начале марта. Сначала 10-20 % к прошлому году, потом 50%, сейчас 100%». В апреле в связи с карантинными мерами пришлось серьезно перестроить работу кухонь ресторанов, которые работают на доставку. Сейчас их 54 из 253 по всей сети. В настоящее время «Росинтер» управляет 106 ресторанами по системе франчайзинга, которые работают под брендами «IL Патио», «Планета Суши», «Шикари» и Costa Coffee. «С апреля 2019 года было открыто 10 франчайзинговых ресторанов, еще 7 должны были открыться в марте-апреле этого года, но проекты заморожены из-за карантина», — говорит Маргарита Костеева, президент «Росинтер Ресторантс Холдинг».

В текущей ситуации «Росинтер» перестал вкладывать деньги в маркетинг продажи франшиз. Но те проекты, которые разрабатывались до карантина, будут завершены, отмечают в компании. Это касается и новых ресторанов (несколько проектов в завершающей стадии стройки), а также проектов по разработке новых ресторанных мини-форматов. Пока, как говорят в «Росинтере», портфолио ресторанов и партнеров с начала пандемии не изменилось. «Как будет представлен франчайзинговый портфель на рынке после завершения карантина, зависит от его длительности и от тех мер поддержки, которые будут реализованы со стороны правительства России, банков и так далее», — заключает Костеева.

«В лучшем положении оказались те игроки, чей бизнес связан с интернет-магазинами, дистанционной торговлей и службами доставки. У них ситуация лучше», — рассказывает Михайличенко. Один из крупнейших владельцев франчайзниговой сети, которому кризис не мешает развиваться, — компания экспресс-доставки СДЭК. За год, с марта 2019 года по март 2020, сеть приросла на 831 новый пункт выдачи заказов (ПВЗ) по франшизе.

«Спрос на франшизу есть, — подтверждает директор по развитию СДЭК Сергей Егоров. — В связи с ограничениями по всему миру количество заявок незначительно уменьшилось, зато конверсия (процент открытый точек по отношению к количеству заявок на покупку франшизы) вырос». За апрель открыто 70 пунктов СДЭК. По итогам четырех месяцев компания открывает в среднем 61 пункт в месяц, в прошлом году за тот же период показатель был 38. «Открыть ПВЗ выгодно: паушальный взнос от 0 до 200 000 рулей, общие инвестиции не превышают 1 млн рублей, — объясняет Егоров. — Плюс сфера логистики страдает в меньшей степени от кризисов и пандемий, актуальна всегда». По его словам, сейчас франшизы покупают те люди, для которых важна стабильность компании и сферы и которые хотят надежно вложить разумную сумму денег.

Вопрос цены для потенциальных франчайзи действительно стоит остро. По данным исследования Franshiza.ru, большинство инвесторов рассматривают открытие бизнеса стоимостью до 1 млн рублей — их доля увеличилась с 56% до 65%. Это альтернатива самозанятости и тот капитал, которым начинающие бизнесмены готовы рискнуть, считают аналитики портала.

В сторону уменьшения инвестиций в открытие франшизы стремится тот же СДЭК. С ноября прошлого года компания запустила новый формат «Райцентр» для населенных пунктов с населением менее 50 000 жителей. Формат не требует паушального взноса (франчайзи вносит только возвращаемый депозит 50 000), а требования к помещению крайне лояльные «Если у человека уже есть какая-то площадь, то для него затраты на вход в бизнес минимальны», — говорит Егоров. Для новых франчайзи СДЭК продлил каникулы от роялти сроком на полгода (начнутся с 1 июня), а также разработал программы обучения и подготовки в период карантина. Для действующих — ввел отсрочку по роялти до конца весны. По состоянию на 31 марта 2020 года у компании работают более 2000 пунктов в России, Китае, странах СНГ и Европы. На данный момент около 3% сети закрыты, так как они находятся в торговых и бизнес-центрах.

Сектор медицинских услуг пострадает от кризиса несущественно, так как спрос на них стабильно высокий (как и на подобные франшизы), уверены в «Лабораторной службе Хеликс». «С апреля прошлого года мы наблюдаем стабильный рост запросов от потенциальных франчайзи-партнеров, и прогнозируем еще больший рост рынка франчайзинга после кризиса», — комментирует заместитель гендиректора компании Дарья Горякина. Всего на сегодня сеть состоит из более 350 диагностических центров и лабораторных пунктов по всей стране. В 2019-м было открыто более 60 точек, и в этом году франчайзер намерен придерживаться тех же темпов развития.

С января 2020-го «Хеликс» открыл более 10 новых центров в России, а также вышел на рынок Казахстана (еще три точки). «Мы ожидаем быстрое восстановление рынка частных медицинских услуг, — говорит Горякина. — Это услуги первой необходимости и возникнет эффект отложенного спроса: клиенты, которым не обязательно сдавать анализы прямо сейчас, активно займутся этим сразу после окончания пандемии».

Источник: forbes.ru